Критерии
здоровьесбережения |
На что обратить внимание |
Обстановка и гигиенические
условия в классе |
Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности |
Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т.д. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности |
Ориентировочная норма – 7-10 минут |
Многообразие видов и форм преподавания
|
Словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная, индивидуальная, групповая работа, проект |
Чередование видов преподавания |
Не позже, чем через 5-10 минут |
Наличие и место методов, способствующих активизации |
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).
Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) |
Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с СанПиН.
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения! |
Поза учащегося, чередование позы |
Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска. |
Напоминание на уроке
о ЗОТ |
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОТ |
Наличие мотивации
на уроке деятельности учащихся |
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу |
Психологический климат на уроке
|
Взаимоотношения на уроке:
- учитель-ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей);
ученик – ученик (сотрудничество- соперничество, дружелюбие – враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие) |
Эмоциональные разрядки на уроке |
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Плотность урока
|
Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!) |
Момент наступления утомления и снижения учебной активности |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
При правильно организованном уроке не ранее, чем:
начальная школа – на 35-40 минуте;
средняя и старшая школа – на 40 минуте. |
Темп окончания урока |
Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя! |